В соответствии с планом мероприятий долгосрочной целевой программы «Региональная комплексная программа развития профессионального образования в Ленинградской области на 2011-2013 годы», утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 17 июня 2011 года №182 на базе ГБОУ СПО ЛО «Киришского политехнического техникума» создан Ресурсный центр по наставничеству (РЦН).
В сегодняшних условиях, когда работодатель предъявляет высокие требования в отношении уровня профессиональной подготовки работников, их умения использовать современные информационные технологии, способности адаптироваться к меняющимся условиям и содержанию труда, найти работу выпускникам достаточно сложно.
Выходом из этой ситуации является обучение молодых специалистов из числа выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, на рабочем месте под руководством опытного наставника. Основной целью такого обучения является приобретение ими практического опыта работы по полученной профессии, а также освоение новых технологий, форм и методов организации труда.
Наставничество – тип подготовки к работе, обеспечивающий занятость работника с поддержкой опытного наставника, что способствует изучению работы на практике и в широком диапазоне.
Наставник – человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профессией.
Основными категориями процесса наставничества являются развитие, воспитание и профессиональная адаптация человека в трудовой производственной деятельности. Под развитием человека понимается процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов, а под воспитанием – целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности.
Под профессиональной адаптацией понимается процесс приспособления (привыкания) человека к содержанию, условиям, организации и режиму труда, к коллективу. Успешная профессиональная адаптация является одним из показателей обоснованности выбора профессии и способствует развитию положительного отношения работника к своей деятельности, сближению общественной и личной мотивации трудовой деятельности.
Наставничество – это процесс целенаправленного формирования личности, ее интеллекта, физических сил, духовности, подготовки ее к жизни в целом, к активному участию в трудовой деятельности. Наставничество является двусторонним процессом: с одной стороны – деятельность наставника, с другой – деятельность ученика, воспитанника. Этот процесс носит субъект-субъектный характер и является одной из разновидностей педагогического взаимодействия.
Процесс наставничества затрагивает интересы как минимум трех субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и организации–работодателя. Молодой специалист получает знания, развивает навыки и умения, повышает свой профессиональный уровень и способности; развивает собственную профессиональную карьеру; учится выстраивать конструктивные отношения с наставником, а через него – и со всей адаптивной средой; приобретает информацию о деятельности организации, в которой он работает. Наставник развивает свои деловые качества; повышает свой профессиональный уровень в процессе взаимообучения. Организация, таким образом, повышает культурный и профессиональный уровень подготовки кадров; улучшаются взаимоотношения между сотрудниками.
Исходя из всего вышесказанного, можно предположить, что наставник должен быть настоящим подвижником, обладать глубокими знаниями в области педагогики, психологии, культурологии и высокой профессиональной компетентностью.
Основные цели и задачи деятельности РЦН
Основная цель деятельности РЦН состоит в обеспечении качественного уровня функционирования системы наставничества, формировании эффективных механизмов взаимодействия наставника и будущего опытного специалиста в своей отрасли, создании экономичных и экономически выгодных условий многостороннего сотрудничества.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
- реализация технологий, методик и авторских разработок в процессе непрерывного обучения персонала наставников;
- обеспечение доступа к информации для профессионального роста наставников;
- повышение уровня мотивации и формирование конструктивной позиции наставников.
|